Хорошо ли быть левшой или правшой?


Каждый левша постоянно ощущает, что принадлежит к меньшей и менее почитаемой части человечества. Большинство предметов, окружающие его, приспособлены к пользованию правой рукой.



Об этом левша узнает еще в детстве, знакомясь с партой, школьным микроскопом и другими приборами. Даже такую задачу, как научиться писать, гораздо удобнее осваивать правой рукой. Левая загораживает написанное, смазывая невысохшие чернила. Тем не менее такая особенность организма не является помехой для полноценного развития. Ведь Леонардо да Винчи, Франклин были левшами.



Чем же вызвано это явление? Психиатры не имеют установившегося мнения на этот счет, да и изучение этого вопроса ведется от случая к случаю. По мнению одного из ведущих специалистов-неврологов, все, что нам известно о левшах, можно изложить на одной странице. И это не преувеличение.

Человек является уникальным в своем роде существом на земном шаре в том отношении, что одна из его передних конечностей развита лучше. Он обладает также самой высокоразвитой корой головного мозга и речевым навыком. Исследователи установили, что преимущественное развитие одной из рук каким-то образом связано с речевым навыком. Установлен также тот факт, что одно из полушарий коры головного мозга играет решающую роль в развитии интеллектуальных способностей человека.

В настоящее время 5 процентов человечества являются левшами, но такая пропорция существовала не всегда. По данным некоторых археологов, около половины людей каменного века были левшами, а в бронзовом веке левшами было уже 25 процентов. Отдельные специалисты полагают, что процесс постепенного уменьшения случаев преимущественного развития левой руки был связан с необходимостью защиты сердца левой рукой, однако при этом более удобно было брать орудие труда правой рукой. Ошибочно это утверждение или нет? Этот вопрос остается открытым, но тот факт, что число людей, лучше владеющих левой рукой, постепенно уменьшается, будучи каким-то образом обусловлено культурным развитием человечества, не вызывает сомнений.

Специалисты по психоанализу имеют свою точку зрения, полагая, что преимущественное развитие одной руки протекает под влиянием повседневной тренировки в ранние годы жизни. До года ребенок в равной степени пользуется обеими руками. Однако родители непроизвольно приучают его пользоваться правой рукой, протягивая ему игрушку или какой-нибудь другой предмет с тем, чтобы он взял его именно правой рукой. В некоторых случаях преимущественное развитие левой руки является следствием эмоционального негативизма ребенка, когда он подсознательно отвергает предлагаемые вещи.

Известно, что каждое полушарие коры головного мозга управляет движениями и воспринимает ощущения противоположной стороны тела. При поражении левой стороны головного мозга парализуется правая рука или нога. Давно установлено, что в больших полушариях имеется особый речевой центр. Поражение этого центра вызывает афазию — нарушение способности понимать смысл слов и правильно употреблять их. Почти у всех людей с преимущественным развитием правой    руки речевой центр расположен в левом полушарии.

Однако у лиц с преимущественным развитием левой руки принцип противоположности размещения речевого центра нарушается: у большинства из них этот центр располагается в левом полушарии, а не в правом, как можно было бы предполагать.

По данным, у 69 процентов лиц с преимущественным развитием левой руки речевой центр расположен в левом полушарии коры головного мозга, у 18 процентов — в правом полушарии, а у остальных 13 процентов таких центров два, по одному в каждом полушарии.

Причина этого явления не установлена. Существует мнение, что у каждого левши речевой центр в момент рождения расположен в правом полушарии коры головного мозга, однако под влиянием окружающей среды и повседневной тренировки такой же центр образуется и развивается и в левом полушарии, причем речевой центр правого полушария может или исчезнуть, или сохраниться. Означает ли это, что левша обладает более развитым интеллектом? Не обязательно, но, имея два речевых центра, левша после паралича быстрее восстанавливает способность понимать смысл слов и правильно употреблять их.

Наличием двух речевых центров с преимущественным развитием левой руки чаще отличаются лица, свободно владеющие обеими руками. Специальные опыты, в которых предлагалось выполнить комплекс определенных незнакомых испытуемому движений менее развитой рукой, показали, что лица с преимущественным развитием левой руки выполняют этот комплекс более точно, чем лица с преимущественным развитием правой руки, и в некоторых случаях даже лучше, чем более развитой левой рукой.

Предполагается, что левши, одинаково владеющие обеими руками, либо имеют два речевых центра, либо этот центр у них расположен в левом полушарии коры головного мозга.

В США, например, родители и учителя уже давно отказались от попытки приучить ребенка-левшу пользоваться преимущественно правой рукой, так как еще около 40 лет назад было установлено, что большой процент заикающихся — левши, которых принуждают переучиваться.

По одной из теорий причина заключается в том, что, принуждая ребенка, у которого речевые центры расположены в обоих полушариях коры головного мозга, пользоваться другой рукой вопреки его воле, родители искусственно затормаживают процесс преимущественного развития одного из речевых центров. Однако большинство психологов считает, что заикание вызывается главным образом причинами чисто эмоционального характера.

Автора и источник не помню, статью сохранил из советской книги.
Если Вам известен автор и издание -укажите пожалуйста в комментарии.

Немає коментарів: